Началось всё как обычно с идеи, а точнее с приглашения Марины, живущей в далёком Оренбурге, посетить их замечательный город. К слову сказать, расположен он далеко, 1200 км от Нижнего, в начинающихся казахских степях.
Ну мы люди цивилизованные и зимой, а дело было именно зимой, решили добираться тоже цивилизованно; всё как положенно: вокзал, поезда, проводница и чай в стаканчиках…В этом тоже есть своя романтика: засыпать под мерный стук вагонных колёс, смотря как мимо за окном проносятся сменяя друг друга белые картины зимних городов, лесов и полей. Однако всё это уже было, а хотелось чего-то иного, нового необычного и опасного и потому интересного. Так я тогда размышлял, а мысли имеют свойство материализовываться.
Небольшое лирическое отступление, для тех кто не в танке.
Автостоп или по западному хичхакинг-это передвижение на попутном транспорте: начиная от автомобилей и заканчивая самолётами. В основном, конечно, я имею ввиду автомобильный транспорт.
Передвижение на попутках-очень непредсказуемое занятие: ты можешь простоять на дороге час и больше в ожидании попутной машины, а можешь застопить её, едва подняв руку.
В связи с этим трудно запланировать заранее, где тебя застанет ночь на трассе. Летом это не составляет большой проблемы, так как ночью можно просто сойти с трассы и переночевать где-нибудь в близлежащих посадках.
Зимой…Зимой как вы понимаете, дело обстоит немного сложнее. Впрочем, обо всём по порядку.
Итак, рано утром четвёртого января, едва оправившись от бурных новогодних возлияний, мы вчетвером (я, Марина и ещё две присоединившиеся к нам девушки Аня с Наташей) вышли на трассу М7, на казанское направление. В утреннем тумане фотографию на память и вперёд!
Приступаем к обычному делу.Стопим.Роли чётко разграничены: девушка голосует, парень идёт договариваться.Первая легковушка остановилась сравнительно быстро. Водителем оказался молодой, приятного вида парень. Как выяснилось из разговора, он ехал на выручку своему другу, перевернувшемуся накануне в районе Лысково. Собственно до этого места нас и довезли. Далее немного подбросила девятка с двумя молчунами.
Кстати, ситуация, когда водитель не хочет разговаривать, бывает часто. Потом была очень забавная копейка без двух задних мест. В ней перевозили мясо и некоторое время я трясся на испачканных бычьей кровью картонках.
Зимой на трассе стоять холодно, всё-таки минус пять градусов и ветер на трассе. А тут ещё постоянное чередование тепла и холода, когда часто меняешь машины.
Мёрзнут в основном ноги. Как говорил Эполит в известном фильме: "а ботиночки то у вас на тонкой подошве".
Потом была газель для перегона в Уфу, но на ней мы проехали немного, только до Цивильска, так как до Оренбурга хотели добраться более короткой дорогой. У Цивильска выбрав нужную дорогу в сторону Чебоксар, мы остановили Волгу с правительственными номерами. Пример с этой машиной хорошо показывает кстати, почему с водителями надо всегда разговаривать вежливо, даже в случае отказа подвести.
Итак водитель, увидев голосующую Марину, остановился, дверь приоткрылась и между нами завязался примерно следующий диалог:
-Здравствуйте! В сторону Чебоксар подвезёте…бесплатно?!
Водитель, внутренне следя за моей фразой, соглашался и слегка кивал головой, но последняя реплика видимо разрушила его радужные планы и он, удивлённо подняв брови произнёс: "бесплатно?!…нет"
-Хорошо, извините-был мой ответ.
Отъехав метра на два от нас водитель вышел, что бы протереть лобовое стекло снегом. За этим занятием парень видимо взвесил все за и против и сказал нам "Залезайте!"
Хотя разговаривали с ним мало, но он мне запомнился. Во-первых по специфической музыке в его машине (смесь психоделического диско и рэпа), которая резко выделялась на фоне попсы и шансона. Во-вторых он постояно пытался узнать не везём ли мы анашу в Оренбург? Да и выглядел он страно-весь какой то длинный, похожий на ребёнка из интеллегнтной семьи, увлёкшегося кокаином.
Около часу дня мы остановили очередную газель до Чебоксар и договорились взять нас на борт, разумеется бесплатно. Потом наш путь лежал до Канаша и далее на Ульяновск и Димитровград.
Нам повезло-практически сразу застопили машину, идущую до Ульяновска.У водителя было хорошее настроение и мы разговаривали с ним до самого города.
По поводу тем разговоров между стопщиками и водителем следует сказать отдельно:
во-первых, когда тебя сажают на попутку, говорить ты конечно не обязан, но негласно это подразумевается. Причём почти совершенно неважно, хороший ты рассказчик или нет: говорить в основном будет водитель, по крайней мере к этому надо стремиться. Особенно это касается дальнобойщиков: человек едет один и в течении нескольких суток почти ни с кем не общается. За это время он на зубок выучивает все свои музыкальные записи и готов волком выть от одиночества, поэтому когда предостовляется шанс поговорить (в виде стопщика), он с радостью его использует. Иногда водитель, взявшийся тебя подвести, не расположен к общению (бывает и такое). Это сразу видно: он либо погромче включит музыку, либо просто замыкается в себе, отвечая неохотно и односложно. Первые несколько вопросов со стороны водителей очень часто повторяются:
-куда едете?
-а не опасно ли на дороге?
-как лучше ехать-одному или парой?
-зачем этим вообще занимаешься, лучше бы английский учил!?(кстати неплохой совет)
Эти вопросы можно назвать вводными и потом на их основе строить дальнейший разговор.
Продолжим пожалуй…
Приехали мы в Ульяновск, уже ближе к вечеру. Смеркалось.
Нас подвезли прямо к автобусной остановке недалеко от Куйбышевского водохранилища. Это был первый и последний случай, когда пришлось заплатить за проезд на автобусе-стыдно конечно немного,но что поделаешь. На другой берег Волги мы переезжали по длинной и высокой дамбе водохранилища. Невольно подумалось-сколько же труда люди вложили в её создание. Грандиозное строение, ничего не скажешь. На конечной автобуса мы снова вышли на трассу, ведущую на Димитровград и далее на Самару.
Здесь начались наши первые проблемы. Условно можно назвать эти проблемы "ночным автостопом". Дело в том, что ночью, в отличие от светлого времени суток, водители видят голосующего человека всего несколько секунд, если конечно на нём нет каких-нибудь светоотражателей (это большой плюс, как и наличие яркого туристического рюкзака, кстати)и видит он при этом только силуэт, а не лицо голосующего, что так же не есть хорошо.
Выбрав наиболее освещённый участок дороги между бетонным забором и бензозаправкой стали стопить. Света хватало ровно настолько, что бы осветить наши силуэты, но деваться было некуда. Прошёл час…мороз крепчалJ Всё более и более редкий поток машин вихрем проносился мимо. Два раза останавливались такси, принимая нас за гостей, слишком поздно возвращающихся домой. Ну тут что говорить, денег не было конечно. В конце концов пришлось пойти на небольшую хитрость: завидев вдалеке очередной огонёк такси, я поднял руку. В остановившейся шестёрке уже сидело четыре человека.
-До Димитровграда подвезёте? -наивно улыбаясь спросил я.
-Ну садитесь, коли все влезете.
Этот бедолага оказывается предполагал, что ему ещё и перепадёт.ну-ну.
Откровенно говоря, способ не совсем честный, но в той ситуации у нас не было выбора. Пока мы ехали в такси водитель, к слову совсем не плохой малый, детально описывал нам стоимость проезда от Ульяновска до Димитровграда. Один километр-7 рублей и что-то около 600 рублей за всю дорогу там получалось. На что мы ему так всколзь рассказали что есть такие люди автостопщики и что они бесплатно путешествуют, и что мы тоже авотстопщики… Видимо он что-то понял, так как на несколько минут в салоне машины воцарилось убийственное молчание. Под самым городом он наконец не выдержал: "Ну вы хоть на бензин мне сколько-нибудь дадите?"
Ну что можно было ему ответить?…
Димитровград…да, этот город я теперь запомню надолго.
Есть в нём центральная площадь, на этой центральной площади стоит кафе "Три берёзки", у которого мы и высадились вечером 4 января в 18.00.
Первым вопросом для нас было "что делать?" Продолжать стопить машины или же искать ночлег. Время было позднее и холодное, но мы всё же решили продолжить свой путь.
Комичность ситуации выяснилась часа этак через два, когда очередной остановленный нами таксист сказал: "А чего это вы в центре города голосуете?" А мы ещё удивлялись, почему почти нет фур, которые составляют большую долю всего автомобильного потока. Впрочем так или иначе, заночевать нам пришлось в городе, на вокзале.
Хочется сказать несколько лестных слов о нём: тёплый, уютный, с ёлкой в зале ожидания - он нам сразу понравился. Если бы не железные стулья, то ночлег с полным правом мог бы претендовать на повышенный комфорт. Измотанные бурными событиями последнего дня, мы почти сразу же заснули. Впереди был трудный день, а за этот мы проехали в общей сложности 800 км.
Утром, часов в шесть, снова отправились на трассу. Бррр…как же неприятно выходить на утренний мороз из тёплого здания вокзала! На этот раз мы были уже учённые и потому протопали километров пять по федералке до конца города, перебрались через понтонный мост, и лишь потом принялись стопить.
После часового ожидания, когда водители наконец проснутся или окончательно рассветёт мы наконец застопили газельку с дагестанцом за рулём. Ну кавказцы-это контингент Марины.
С ними разговор у русской светленькой девушки лучше всего получался…и почему интерсно, может кто подскажет:)
Кстаи, раз уж речь пошла о национальностях…На дороге трудней всего остановить машины с башкирскими, татарскими и чувашскими номерами. Не хочу говорить о какой-то тенденции, просто факты.
От Самары до Бузулука мы добирались на нескольких легковых попутках, о которых сказать то особенно и нечего: "сотни городов, тысячи дорог, милионы лиц" разве всех вспомнишь.
Финальный аккорд представлял собой Камаз.Да-да, наконец-то фура! Наверное это очень символично, завершить путешествие на машине дальнобойщика. Для меня сейчас слова дальнобойщик и автостопщик являются выражением одного общего смысла.
При приближении к Оренбургу природа всё более и более успокаивалась-деревья сменялись кустарниками, а те в свою очередь становились всё меньше и меньше, постепенно превращаясь в пустынную степь. Очень впечатляюще смотрелся газоперерабатывающий завод, на подъезде к городу. Мы проезжали его ночью и десятки труб с вырывающимися оттуда языками пламени сопровождали нас по обе стороны дороги "а вокруг мёртвые с косами стоят". Ну а голосовать ночью зимой в степи, когда ближайший населённый пункт находится на расстоянии 60 километров стало уже вполне обыденной реальностью.
Вот такое было путешествие. Всего два дня, а сколько впечатлений. И пусть кто-нибудь после этого мне скажет что "ты один и жизнь скучна, забиты тёплые места".
Нееет. Мы сами делаем свою жизнь с её радостями и печалями и если кому-то окажется скучно, если знакомое не будет радовать, может стоит попробовать с головой окунуться в другой мир, хотя бы ненадолго?
Лично я, когда приехал домой, несколько дней смотрел на на своих сослуживцев и родных совсем по другому, как буд то вместо настольной лампы в комнате включили общий свет…Впрочем это уже лирика.