Для усешного выживания нам необходим полный набор функций, с помощью которых мы воспринимаем все стороны мира. Но у человека они не могут присутствовать в одинаково сильном виде, так как требуют взаимоисключающих условий для своей работы.
Функция, попавшая на первую позицию называется БАЗОВОЙ (Программа). Её можно считать основой личности. Она настроена на восприятие наиболее обширного массива данных по своему профилю.
В случае проявления базовой функции человек оживляется, становится активнее, чем обычно. Внешне это выражается в открытой позе. Характерен спокойный тон голоса. Голова повернута в сторону от собеседника. При этом корпус тела наклоняется к собеседнику. Человек больше говорит, чем слушает и делает это преимущественно для себя, а не для других. Поза расслабленная, естественная, открытая. Человек выпрямляется. Происходит усиление жестикуляции, особенно "от плеча". Тембр голоса чуть повышается, но в целом ровный, мало меняется. Частота произнесения слов выше, чем обычная. В речи меньше пауз, характерна настроенность на монолог, а не на диалог. Доминируют утвердительные предложения. Становится заметным общее оживление, глаза широко открыты. Дыхание ровное, спокойное, изредка чуть учащается. При этом человек активно использует ведущую модальность. Переключение на собеседника осуществляется изредка, периодами. Почти не замечает собеседника.
Слова соответствующие базовой функции: "часто я", "обычно", "всегда", "каждый раз", "я уверен", "я знаю"...
Вторая функция-ТВОРЧЕСКАЯ (реализация программы), стоит на второй позиции модели А. По ней человек способен творить, создавать нечто новое, чего не было в мире до него. С неё же осуществляется основная критика происходящего вокруг.
В случае проявления творческой человек уверен в себе, уравновешен, но его заявления не столь категоричны, как при проявлении базовой. Отмечается настроенность на диалог, человек смотрит на собеседника, ожидает его реакции на свои слова. Характерно даже повышенное внимание к собеседнику, зачастую просит высказать мнение. При создании успешной ситуации по этой функции человек испытывает сильный эмоциональный подъем, активность, склонен действовать, даже в том случае, если функция носит интровертированный характер. Характерно, что при воздействии на творческую, человек пытается проверить обоснованность создания данной ситуации по базовой. Поза "рабочая", ориентированная на "усилие", не напряженная и не расслабленная. В некоторых случаях можно отметить воодушевление. Характерно увеличение жестикуляции, но не настолько сильно, как в случае проявления базовой функции. Зачастую - жестикуляция одной рукой (ведущей). Голос ровный, спокойный, тембр не меняется. Частота произнесения слов невысокая, речь уверенная, паузы достаточно велики. Дыхание ровное, размеренное. В области модальностей чаще применяется визуальное и аудиальное конструирование.
Слова соответствующие творческой функции: "иногда", "бывает", использование предложений в будущем времени - "подумаю", "сделаю"...
На третьей позиции находится РОЛЕВАЯ функция (социальная маска). Она значительно слабее первых двух и работае, как правило, лишь время от времени. Это происходит в тех случаях, когда человек по каким-либо причинам не хочет показывать своё истинное лицо, старается продемонстрировать дополнительные возможности. Однако нужно помнить, что долго работать по ролевой функции трудно, быстро наступает усталость.
При воздействии на ролевую, человек мобилизуется. Поза напряженная. Руки неподвижны. Есть тенденция занимать закрытую, защитную позу (закрывает себя руками, перекрещивает ноги). Возможна и скрытозакрытая позиция (закрывает себя предметами). Есть стремление во что бы то ни стало справиться с заданием, ответить четко и своевременно. При удаче - расслабляется и приходит в хорошее расположение духа, но при этом поза остается закрытой. Проявляется повышенное внимание к собеседнику, чутко реагирует на изменение его реакции. Болезненно реагирует на негативную, пренебрежительную реакцию собеседника по данному аспекту. Иногда прямо "напрашивается" на положительную оценку. Ориентируется на одобрение собеседника, пытается показать себя с лучшей стороны, чем есть на самом деле. Поза напряженная, активность можно оценить выше обычной. Голос ровный, тембр не меняется. Частота произнесения слов невысокая. Человек не уверен в оценках, но старается демонстрировать уверенность и компетентность. Дыхание поверхностное, неглубокое, более учащенное, чем обычно. Паузы в речи длительные, складывается впечатление, что человек "ищет слова". В основном, используется ведущая модальность. При затруднениях ищет ответ на вопросы в иных модальностях. Дыхание поверхностное, неглубокое, более учащенное, чем обычно.
Слова соответствующие ролевой функции: "мне кажется", "есть вероятность", "скорее всего", "возможно"... ?
На четвёртой позиции располагается наиболее проблеммная функция, или, иначе, точка наименьшего сопротивления (болевая). По ней труднее всего собирать, усваивать и воспринимать информацию. Человек, применяя её, чувствует большой дискомфорт и некомпетентность по отношению к другим. Это своего рода Ахииллесова пята, которую каждый из нас старательно прикрывает. Четвёртая функция может лишь учиться на собственных ошибках. Она способна запоминать решение (основанное чаще всего на своём опыте), но если новая ситуация будет чем то отличаться от предыдущей, старая заготовка мало чем поможет-снова поражение, и приобретение опыта. Человек не выности не только критики, но и похвалы по этой функции (он считает её изощрённым издевательством). Более того, человек не любит, когда в его присутствии начинают обсуждать просто информацию по её аспекту.
При воздействии на болевую у человека может измениться цвет лица (краснеет, бледнеет), наблюдается учащенное дыхание, нарушается процесс глотания. При этом внешне человек стремится оставаться спокойным, расслабленным. Голос может дрожать, его тембр неестественно меняется, происходят переходы от низкого тона (даже шепота) к высокому, срывающемуся голосу. Частота произнесения слов низкая, человек говорит медленно, старается тщательно подобрать слова. Может прокручивать в голове фразы по несколько раз, прежде чем произнесет их. Появляются длительные паузы в речи, не обусловленные вниманием к собеседнику. Создается впечатление, что человек общается с воображаемым собеседником. Возможен и обратный эффект - человек начинает говорить очень быстро и совершенно непонятно. Поза напряженная, закрытая, защитная. Характерен эффект "замирания" позы. Человек не ориентирован на собеседника, однако прервать контакт не может. При этом человек прокручивает в голове ситуацию воздействия пытаясь найти из нее оптимальный выход. Трудности со свободным дыханием - происходит значительная задержка после вдоха. Из модальностей наиболее характерен внутренний диалог. Нет внимания к собеседнику, отстраненная позиция, отводит взгляд.
Слова соответствующие болевой функции: "не могу", "не хочу", "не желаю", "не люблю", "не просите", "не буду"...