Отчёт о походе на Фишт

подъем с Гузерипля

приют "Партизанская поляна"

понедельник 16.08

На вокзале в Краснодаре взяли такси до Гузерипля.

Поторговавшись сошлись на 1500р. за всех. Машина-Москвич-Святогор. Один человек впереди. Пятеро сзади.(Настя сидела на коленках). Рюкзаки разместили на верхнем багажнике и сзади. По дороге до Гузерипля делали несколько "зелёных" стоянок, так что ноги не затекали.

В Гузерипль прибыли в 14.00. Небольшой перекус, с непременным купанием Насти в речке и вперёд.
Здесь начинается "тридцадка"-пешеходный маршрут, проложенный ещё в союзные времена. На деревьях и камнях переодически расположены цветовые указатели.

Подъём наверх дался тяжело-16 км вверх по строящейся дороге (на Лаго-Наки) по солнцем с полностью укомплектованными рюкзаками. Рекомендованное время перекура 5 мин через 30.
Где-то на середине подъёма гравийная дорога закончилась, дальше пошла "горная просека". Начало маршрута можно было проложить и из Лагонаки, но там есть заставы лесников, а в Гузерипле их нет.

В 20.30 очередной поворототкрыл вид на озеро, несколько домиков и возвышающуюся вдалеке скалистую гору.
Практически сразу к нам вышел старичок лет 80-ти, смотритель приюта "Партизанская поляна". Принёс пилу, топор и объёмистую тетрадь, где благодарные туристы делились впечатлениями. В приюте были домики с палатями и баня. Погода была хорошей, поэтому мы предпочли заночевать в палатках.Два Саши и Оля в одной, Настя, Наташа и я в другой. Развели костёр, поужинали и легли спать в 11.30.

вторник 17.08

С утра позавтракали вчерашней гречкой, искупались в горном озере, выпили чаю со сгущёнкой и отправились дальше.
После массажа спина уже не болела.
Дедушка показал на гору, возвышающуюся над озером (плато Лаго-Наки).Там, где к каменистой вершине подступали острые ели, виднелся большой вырез, ведущий вниз.Не так давно от верхнего края плато откололся гигантских размеров камень. Сметая всё на своём пути он пропорол в подступающем к вершине лесу, огромную брешь, и сгинул где-то в расщелине, рядом с ледником. Грохот тогда стоял невообразимый, говорил старик. Думал, может опять вертолёт поблизости разбился, как в прошлом году.

Пофоткав в 11.05 отправляемся дальше.Дорога лежит через Гузерипльский и Армянский перевал дальше, к приюту Фишт-нашей основной стоянке.
Тропа, проходящая вдоль озера, сразу пошла вверх. Погода солнечная, жаркая, дышать тяжело. Минут 40 поднимались по каменистой дорожке-с одной стороны горные сосны, уходящие вверх, с другой-обрыв и потрясающий вид на горные массивы малого Кавказского хребта.
К 12.30 вышли старому заброшенному приюту. Старая партизанская поляна раньше была здесь.Речка Белая в этом месте немного поумерив свой буйный норов растеклась по поляне из беголо гравия с упавшим поперёк неё буком. Идеальное место для небольщой стоянки и перекуса.

После стоянки все переоделись. Брюки до низу и длинные рукава: мы входим в лес, где растёт борщевик и ещё неприятный, ядовитый и черезвычайно колючий папоротник, растущий по оба края тропы.
Пока шли по лесу, спугнули медведя-он кушал ежевику недалеко от тропы. Ломанулся он от нас не по-детски-рёв был ого-го какой.

К 14.00 лес закончился. Перед нами простиралось каменистое, поросшее высокой травой плато, медленно, но верно поднимавшееся и достигающее своей высшей плоскости на месте пересечения двух гор. Собственно там и был перевал.
Эта часть пути из-за нещадно палившего солнца была самой трудной. На середине пути по плато нас догнала группа киндеров с руковдителями, спускающихся с Лаго-Наки. Шли они не в пример быстрей нас. На сам перевал мы пришли одновременно в 16.00. Оттуда был уже виден и прют Фишт. Он находился далеко внизу-были видны лишь крыши домов, отражавшихся на солнце.

Спуск был гораздо легче подъема. Тенистый буковый лес, удобная дорожка из гравия, идущая под небольшим уклоном. Спустились мы часа за два. В 18.30 оказались на месте. Место под палатку выбрали на берегу реки Белая ( к слову сказать все речки в той округе относятся к этому названию).
Вечером, поговорив со смотрителем стоянки, мы выяснили, что на Фишт можно буквально "зайти в кроссовках". "На гору есть много маршрутов, есть очень сложные, есть полегче. Вы идите по НК (нет категории), и в 12 уже на вершине будете"-говорил он нам.

Кострище уже было подготовленно нашими предшественниками. С комфортом приготовили рис с тушёнкой, чай (с сухими дровами была напряжёнка, поэтому приготовили на газовой горелке) и легли спать.

Стоянка на Партизанской поляне

по пути на Гузерипльский перевал

выход из леса перед перевалом

Армянский перевал

спуск к приюту Фишт

приют Фишт

Утро. Где-то в орестностях Фиштинского приюта

Вид на приют с нижних склонов Фишта

гнёзда ластчек.Начало скального участка маршрута.

Трасса НК (нет категории)

Подъём по "сыпухе".

Сбились с тропы НК, идём фиг знает где.

Цветы

Ледник. Величественное зрелище

Опять цветы. Даже круче чем одуванчики через асфальт.

Вершина горы Фишт. 2867 метров

Подъём без страховки

Казалась бы, какая смешная цель-залезть на вершину, а люди всё идут и идут...

среда 18.08.

Встали в 6.00, до 7 собирались-холодный перекус, вещи. Решили взять с собой два рюкзака и меняться через каждый час. Получается один несёт рюкзак один час из трёх. Взяли котелок и газовую горелку-скипятить чаю на вершине (как выяснилось напрасно), перекус и верёвку (дал смотритель).

В 7.05 вышли. Перейдя через мост р. Белую пошли налево, вдоль речки по тропинке, собирая при этом на одежду всю утреннюю росу. В 8.00 вышли из густой растительности и стали подходить по склону к первой каменной гряде.
Пока ничего страшного. Погода хоть и облачная, но вполне сносоная-дождя и ветра нет. Впрочем погода в горах-вещь очень относительная. Первая стенка.
Высота 10 метров, наклон 60-70 градусов. С непривычки кажется очень крутой.
Альпенштоки при таких горках уже помеха, но пока решили их оставить.
На верху нас поджидал первый тур-два или три камня, поставленные друг на друга так, что бы сразу было ясно-эту фигуру сделал человек. Туры служат указателями в горах, они как маяки на море, указывают правильну дорогу.
Далее дорога предсталяла нагромождение крупных камненй, размером от головы человека до камазовской покрышки, рассыпанных на плоскости под 40 градусным уклоном. Этот участок заканчивался узким ущельем, высотой примерно метров шесть, после чего следовала следующая россыпь камней. Эта дорожка была похожа на горную речку, с водопадами. Только вместо воды здесь были крупные валуны.

В 9.30 преодолев каменистую местность увидели превые эдельвейсы-горные цветы, растущие только на высоте. Простые таки белые цветочки, без особых изысков. Может быть они популярны имено своей простотой, ведь в горах очень чётко проявляется характер человека, вся показная мешура уходит, стаются только его истиная натура, без прекрас, как есть.
Некоторое время дорога напоминала альпийские луга-невысокая травка, то там, то тут покрытая булыжниками и цветами. И туры, следующие один за другим.

В 10.20 перед нами встала непростая задача-огромный валун разделял горную гряду и обозначал два возможнух пути дальше-или карабкаться вверх по ущелью вверх, взобраться на хребет и по нему двугаться к вершине или же идти в обход валуна почти над пропастью, перебраться на другую часть скалы и подбираться к леднику Фишта слева и потом уже двигаться наверх. В обоих направлениях были видны туры. Мы решили выбрать второй варинат. Как оказалось потом позже, второй вариант был 2-ой, по категории сложности, а первый, от которого мы отказались, как раз и был тем НК маршрутом. Чтож, тем веселей...
Дорога тем временем становилась все круче и опасней. Впрочем слово "дорга", и даже слово "тропа", для того маршрута, по которому мы передвигались, подходило мало.
Скоро мы столкнулись с "сыпухой"-нагромождением мелких, как морская галька камней, лежащих под большим уклоном. Опастность "сыпухи" в том, что нет точек опоры. При передвижении не за что зацепиться и велика вероятность съехать вниз, как по леднику. В 11.20 мы встретили первый лёд. Солнце стало уже припекать и снег на его поверхности побурел и стал местами подтекать.
Вслед за сыпухой туры неожиданно кончились. Мы долго всматривались в соседние склоны, в надежде увидеть заветный маячок и наконец, самые зоркие разглядели следующий указатель...на склоне скалы метрах в 200 от нас. Проблемма была в том, что от этой скалы нас отделял ледник, уходящий в пропасть. По нему идти было нельзя. После совещания решили идти по щели между началом леника и скалой, к которой он примыкал. Трасса я вам скажу совсем не пешеходная, зато страшно красивая! На преодоление этих 200 метров у нас ушло 30 минут.

После щели, пропозли по одному, что бы камнепадом не задеть, идущего за тобой, ещё метров 100 по сыпухе вверх и наконец, выбрались на обширную равнину, покрытую льдом и камнями. Это был ледник. Полщадь его была около полутора квадратных километров. Местами он прерывался каменными шапками.
Здесь мы сделали небольшой привал в 13.30 Саша и Оля решили подождать нас здесь, а мы (я, Саша, Настя и Наташа) пойти далшье.
Слева от ледника высилась там самая вершина, ради который мы собирались сюда.По прямой вверх метров 400, не больше, но каким неприступным он казался. К тому же, чтобы к ней подобраться, надо было пройти ледник. Никогда не пробавали проти ледник в кроссовках? И не пробуйте. Даже если в нем нет щелей, припорошённых снегом.
Там же, на стартовой площадке ледника мы повстречались с группой из двух человек. Видили мы их ещё раньше-они взбирались по другому маршруту, но терепрь мы имели возможность с ними пообщаться. Мужчина из Майкопа и приятель его сына.

Сергей нам очень помог, впрочем как и мы ему. У него был опыт восхождения, у нас была решимость и верёвка, для хождения в всаязке по леднику. И хотя время было уже около 2-х, да и погода начала портиться, мы всё же решились на подъём. Сергей пошёл в связке первым, за ним Саша, я был замыкающим,девушки в середине. Ледник прошли без приключений, лишь несколько раз подскользнулись.
Когда мы приблизились к скале, она оказалась ещё более отвесной, 80 градусов как минимум. Причём не отдельная её часть, а вся скала в целом. Лишь изредка она прерывалась пологими карнизами, покрытыми сыпухой.
Большая часть скалы была покрыта снегом-это закрытая для нас зона. Мы можем пролезть лишь по камням-извилистой скальной дорожке, уходящей то вверх, то вниз, местами прерывающейся ледяными шапками.
Наша група медленно двигалась вперёд, т.е поднимаясь по склонам, спускаясь ниже,обходя ледяные участки и снова поднимаясь.
На середине пути даже Сергей засомневался, можно ли идти дальше-дорогу преграждала ледяная глыба, припорошенная снегом, шириной меторв 5. Саша рискнул пройти с верёвкой, что бы сделать мост, закрепив её за валуны. За ним прошёл я, потом девушки и последним был Сергей.
Вершину меж тем стало заволакивать тучами, мы поднимались вверх в тумане, видимость была не более трёх метров. Я видел лишь кроссовки карабкающейся передо мной Насти. Последнее усилие- и мы наконец то на хребте!

Фишт не конусная вершина, а горный хребет, тянущийся как минимум на километр. Впрочем большая его часть для ходьбы не приспособленна,а мы вышли как раз рядом с самой высокой частью хребта, которая и считается его вершиной. Пройдя по хребту метров 40, оказались на вершине. А раньше я думал, что ходить по карнизу высотного здания страшно, как оказалось не очень:)
На вершние была установлена табличка, почему то в честь героев Великой отечественной войны. Может это традиция такая была в Союзе, на всех высоких точках такие памятники устанавливать?
Погода рядом менялась стремительно. Облака были под, а не над нами! Это было потрясающе. Сквозь разрыв пелены мы увидели нашу базу: маленькие, меньше спичечного коробка домики, тонкая блестящая нить реки, всё казалось таким нереальным.

Но самое главное-это чувство абсолютного счасться от того, что ты смог это сделать! От того, что вчера ты смотре на эту вершину уважительно и покорно снизу вверх, а теперь ты стишь на её вершине. В хорошую погоду с Фишта можно увидеть Сочи, до него 50 километром.
Во всей Адыгеи Фишт является самой высокой вершиной, потому даже Оштен мы рассматривали свершу вниз, благо он был неплохо виден. Высота Фиштв 2867 м. Поверьте мне, это много!

Итак, в 15.10 мы были на вершине. Что бы добраться от ледника до вершины нам понадобилось около 1.10 (что относительно мало, т.к по рассказам Сергея некоторые тратили на это до 8 часов со снарягой)
Пофоткавшись, решили спускаться.
К счастью, мои опасения по поводу спуска не подтвердились.
При спуске задействованны другие группы мышц, поэтому особых проблемм он нам не доставил, да и дорогу мы же знали. Тем не менее на спуск до ледника в общей сложности мы затратили полтора часа.

В 16.30 мы подошли к ребятам, которые к нашему приходу безуспешно пытались вскяпитить воду на горелке. Время уже поджимало, к тому же начал накрапыать дождик. Поэтому отбросив идею с горячим чаем, мы быстренько перекусили и начали свой спуск.На наше счастье с вершины мы выбрали привильную тропу, именно ту, не категорийную, по которой так просто спускаться.
Особых сюрпризов спуск не таил, если не считать накопившуюся усталость, которая потенциально могла вызвать какое-нибудь неверное движение, но слава богу всё обошлось. К тому, же накрапывающий дождик так и остался накрапывающим, так что ледяной ветер мы почувствовали лишь, когда были на вершине.

В 19.00 мы спустились с скалистой части горы, ещё час добирались по тропинке через заросли и в восемь были уже в приюте, у своих палаток.

К 21.30 успели быстро приготовить поесть, так как чувствовалось, что собирается дождик. Действительно, в 22.00 мы с недопитым чаем быстро разбежались по палаткам, так как разразился такой ливень, что мало не покажется. Молния шла за молнией. Всё небо было покрыто всплесками зарниц из-за других горных вершин. Наша палатка освещалась, как на ночной дискотеке. Фишт словно разгневался, что вот так просто дал себя покорить и решил показать своё истинное лицо.
Дождь с грозой шёл не переставая всю ночь...

чтетверг 19.08.

Встали поздно. Мы моглм себе это позволить после вчерашних подвигов.
Неспеша позавтракали, попили чайку, привели себя в порядок-болячек накопилось множество. Уже когда стали собираться, ливанул дождь. Кое-как запихнули вещи в рюкзаки, уложили мокрый тент. Дождь прекратился так же внезапно, как и начался. Уже через пять минут светило солнце. А потом опять зарядил дождь. Такова погода в горах-постояно меняется. Туча то там, далеко, то ты уже стоишь в ней и ближе вытянутой руки ничего не видишь.

Подъем начался от самого приюта в 12.00.
Наш путь лежал у Черкесскому перевалу и дальше,через Белореченский, к Бабук-аулу.
До перевала дорога была основательно подпорченна дождём. Учитывая её глиняную природу и то, что она шла вверх, передвигаться вперё было довольно сложно. Вот где пригодилась моя палка. Используя её как третью руку, т.е дополнительную точку опоры я потихоньку выбился в лидеры, оставив остальную часть группы позади.
Черркесский отличался от других тем, что там поверхность была земляная. Поднимались медленно, навернулись не раз и не два, пока добрались до его пологой вершины.

На вершине мирно паслись коровы, это очень удивило. Оказывается недалеко был небольшой аул, на одну-две хаты, плюс ещё столько же пустых домиков для туристов.
К слову сказать, когда в 14.30 мы до него добрались, они были все заполненны туристами.

Нас гостеприимно приняли, дали погреться у печки. Мы, в свою очередь поделились своими впечатлениями от вылазки на Фишт, чем не мало удивили наших хозяев. "Как? За один день на Фишт? Это же очень сложно! И без снаряги?!! Во даёте!" Признаться в эти моменты меня переполняло чувство гордости. Саша показал им фотки с Фишта на цифровике, чем вызвал бурный интерес.

В домиках было много детей, по рассказу Киррила, их группа из Майкопа, постоянно ходит по этим местам. В этот раз они взяли с собой сынишку трёх лет отроду-он всю дорогу сидел на плечах папы. От путешествия таким удобным способом я бы конечно тоже не отказался. После перекуса мы под дождём отправились дальше.

Как же неприятно было выходить из тёплой сакли наружу, в холод и дождь! К счастью, дорога дальше становилась всё более каменной и удобной для хождения в дождь.
Путешествие во второй половине дня в четверг я вообще назвал бы самым комфортным: мы шли по каменной удобной тропинке на одной высоте в тени букового леса, который защищал нас от мелкого дождя. А мелкий дождь в свою очередь, делал погоду достаточно прохладной, что повышало выносливость, и давало возможность обращать больше внимания на потрясающие виды, открывающиеся нам с горы.

Ближе к вечеру мы дошли до указателя: до Бабук-аула 7 км, до Черкесского перевала (откуда мы пришли) 5 км. Здесь мы решили разместиться на ночь, тем более что была оборудованная стоянка.
Хотя весь день шёл дождь, но в дупле большого бука на стоянке мы нашли много сухих дров. Это помогло нам разжечь костёр и спокойно приготовить ужин.
Всё-таки по плану это была наша последняя "дикая" стоянка. Когда мы уже принимались за чай, начался сильный ливень-даже пушистые ветки буков, закрывавшие нашу стоянку стали давать течь.
Здесь впервые в походе мы пили спирт. В терапевтических конечно целях:)
Эффект надо сказать был очень действенен, так как до глубокой ночи, несмотря на дождь, мы весело и непринуждённо болтали и никто уже не думал о палатках и сне.

Разбрелись по палаткам, когда на чистом небе уже сверкали звёзды.

Белореченский перевал

На пути к Черкесскому перевалу. Сакли пастухов.

На пути к Черкесскому перевалу. Cтоянка туристов.

Склоны у перевала

Через перевал проходит туча

Черкесский перевал

дорога на Бабук-аул

Вид гор перед "весёлым спуском"

Горная речка Шахэ

Подвесной мот через реку Шахэ

Он же

Скла покрытая мхом

Водопад по дороге на Саох-аул

Солнце свозь тучи по той же дороге

Саох-аул. Отдых на турбазе

пятница 20.08

Проснулись рано. Приготовили горячий чай на газовой горелке (незаменимая кстати вещь), так как всё вокруг было сырое.

Быстро позавтракав в 9.00 отправились в путь: надо было по "весёлому спуску" добраться до "холдного ручья": большой поляны с удобной стоянкой, затем оттуда добраться до Бабук-Аула, оттуда по единственной дороге дотопать до заставы лесников, и наконец оттуда добраться до Саох Аула, где, если повезёт мы могли успеть на вечерний десятичасовой автобус до Дагомыса.

Кстати, если прикинуть по карте расстояние между описанными мною пунктами, получится километров тридцать.
Это по карте-где расстояния определяются как кратчайшее расстояние между двумя точками. Дороги же в горах редко бывают прямыми. А идти по горной дороге, размытой дождём особое удовольствие-так петляешь между лужами, что в итоге проходишь расстояние в два раза большее.

Итак наш последний день похода начался с "весёлого спуска". Такое название дано ему не случайно: земляная тропинка, идущая вниз под уклоном до 30 градусов в дождь приобретает свойства, очень похожие на свойства ледовой горки.
Спасал буковый лес с его корнями и ветками. Ну и конечно же аьпеншток или, как в моём случае, деревяная палка с заточенным концом. С ней кстати, было так же очень удобно переходить через лужи. Так что рекомендую в горные пешие походы брать с собой альпеншток.

Склон был очень длинным, спускались мы по нему часа три, а спуск по скорости (не по сложности) быстрее чем подъём.
Как только он закончился, мы вышли на поляну "холодный ручей". На ней стояли местные ребята и мы не останавливаясь решили двигаться дальше. Метрах в четырёхстах набрели на дом пасечника, где с нас впервые стали требовать документы (дело в том, что маршрут нашего похода пролегал по территори государственного заповедника и за нахождение на его территории надо было платить денежку-100 рублей с человека в день).
Разумеется мы этого не сделали, к тому же у Гузерипля, где мы начинали поход, заставы лесников не было. Так что договариваться с ними мы решили на выходе. Там же, на пасеке нас предложили довезти до Саох Алула-500 руб за уазик. Впоследствии я пожалел, что мы отказались.
С другой стороны впечатлений от похода стало гораздо больше:)

Часов в 11 мы вышли от пасечника и под аккомпонимент дождя бодро направились в Бабук аул, до которого было 12 километров. Примерно через километр мы в предпоследний раз переправлялись через реку Белая. На этот раз по навесному мосту. Прямо как в фильмах про тропические джунгли. Тем более что мостик то был действительно чень хлипкий.
После моста дорога обрела очертания, которые не менялись вплоть до самого вечера: с одной стороны нависающая гора, с другой обрыв и далее речка Шахэ. Видимо дорогу когда то прорубали в этой скале. Кое-где сели и дожди сделали своё дело и на большие ямы и щели были наложенны огормные деревынные балки, прочно вбитые в скалу.

Запомнились лужи во всю дорогу и огромное количество водопадов, больших и маленьких, падающих с горы прямо на дорогу милионами брызг и уже оттуда ищущих себе путь вниз, к Шахэ. Около трёх часов мы подошли к Бабук аулу.

Весь аул состоял из одного жилого дома-магазина, крытого навеса от дождя, где можно было перекусить, да ещё парой-тройкой домиков для туристов с палатями, на подобие тех, что мы видели вчера. Место под палатки там тоже было, но вставить на ночлег было ещё рано, а идти дальше, до Саох Аула надо было ещё километров пятнадцать. Решили идти...
Начала сказываться первая усталость-болели плечи от рюкзака и ноги. Кроссовки давно промокли, а ходить по разбитой и мокрой дороге в сырых кроссовках-сомнительное удовольствие.

В 18.00 Подошли к заставе лесников. Лесников там было ровно один человек, да ещё его сынишка бегал. Саша, имеющий опыт общения с ними ещё по прошлому году, договорился с ними на 400 рублей за всю группу. Конечно неофициально.

Практически сразу двинули дальше.
Часов в восемь подошли к последнему переходу через речку. На этот раз навесной мостик был совсем плох: настил из досок местами отсутствовал вообще.Решили сначала пройти по нему самому лёгкому, что бы протестировать. Мост выдержал. Очень медленно вся наша группа перебралась через него. К этому моменту стало темнеть.

Возникли разногласия, осановиться ли на ночлег у моста, благо место там было, либо двигаться дальше, что бы успеть на автобус до Дагомыса. На мой взгляд мы приняли неверное решение и пошли дальше.

В полной темноте поднялись от речки по дороге, уходящей вверх и вправо (там была ещё одна, которая уходила влево). Какое то время шли в темноте и лишь когда дороги стало совсем не видно, достали фонарик.
До первого домика аула дошли часов в десять. Тогда же местные жителм, сказали нам, что автобус отходит в 22.15.

Началась забавная гонка. Стая голодных и усавших туристов бегала по длиным улицам тихого горного Аула, стучась в каждый дом и громко крича, спрашивали, где у них тут автобусная остановка.

В конце концов мы напбрели на испуганного сторожа местной церкви, который показал таки нам правильную дорогу на остановку, однако на автобус мы всё же опоздали.
К этому времени ступни ног превратились у меня одну сплошую мозоль и походка моя была очень похожа на гусинную-шёл на рёбрах ступней, таким переваливающимся шагом. Тяжело было всем.

Рядом с остановкой бабушка рассказала нам, что недалеко находится турбаза. Там мы и решили переночевать.
Договорились на 50 руб с человека за ночь. Нам выделили два 4-х местных домика на шестерых. Правда двери у обоих не запирались. Но с эти, слава богу, никаких инцендентов не возникло.

Разобравшись с вещам, быстро сходили в туалеты-рукомойники и даже приготовили на горелке ужин. Хоть убей, не поню, что мы тогда ели. Как только я прикоснулся головой к подушке. Представляете, к ПОДУШКЕ! сразуже сознание стало куда то улетать. Последнимее, что я запомнил в этот вечер, был диалог неугомонных Насти с Наташей, каждый вечер, независимо от прошедших километров, делающих друг другу массаж.

суббота 21.08.-четверг 26.08. Заключение.

На этом наш поход по горам был окончен. Вторая часть отпуска проходила на черноморском побережье.

В субботу, в 16.50 мы сели наконец на автобус до Дагомыса, оттуда почти сразу же пресели на электричку до станции Каткова Щель (она же Чемитоквадже).Где не без некоторых проблем нашли место для ночёвки.

Детская турбаза "Ореховая", место на крытой веранде с кроватями за 40 р. в сутки c человека нас полностью устраивало, хоть ночевали мы там лишь однажды перед отъездом.

Вообще отдых на море достоин отдельного повествования. У него есть свои прелести. Не зря же столько людей со всей России стремяться туда каждое лето.
Но когда я поднимал голову и видел горы на побережье, пусть даже не такие высокие, как те, на которых мы были, сразу вспоминались слова из песни Высоцкого: "Лучше гор могут быть только горы, на которых никто не бывал"...