День первый Загружаемся в поезд, все более менее знакомы, но чувствуется скованность всё равно. Надежда добирается отдельно. В поезде я почитал немного отчёт о предстоящем маршруте, но в последствии это всё равно не помогло и мы практически в точности повторили ошибки той группы. (Лёш укажи какой отчёт), слава богу кроме главной, но об этом позже. Прибываем в город Невиномысск вечером. У Алексея договорённости с турфирмой, что нас доставят в Архыз, но с начала к эмчеэсникам. Встречаемся с Надеждой. Едем на газели, удивило почему на табличке было моё имя, а не Алексея. Олег: Значит так, ехали мы из Москвы через Украину в Невинномысск, мимо Азовского моря. Хорошо, что взяли с собой немного еды. Потому что проснувшись утром на территории Украины узнали, что с поезда нам сходить нельзя, соответственно еду на станции надо исхитряться покупать через окошко, да и то сомнительного качества. Купили козинаки. Шоколад на столе растёкся как вода. Мы прели от жуткой духоты в вагонах, несмотря на то, что окошко в нашей крайней секции не закрывалось. Не закрывалось оно и ночью и тогда было уже довольно прохладно. День второй К утру прибываем к эмчеэсникам. Саша и Лёша чуть не попались на съедение собакам. После переговоров удалось убрать собак и зарегистрироваться. Едем в Архыз. Первые радостные возгласы о приближении гор. Настроение супер. Высаживаемся в Архызе. Теперь каждый раз покупая бутылку Архыза я вспоминаю это место,хотя никогда бы не подумал, что оно так выглядит. Небольшой посёлок, (Лёшь поправь если что) практически со всех сторон окружён горами, (тогда они казались большими), слышна горная речка. Хочу сказать что это мой первый горный поход, поэтому всё кажется величественным и значимым. Регистрируемся у пограничников, хотя проезжая подумали что это курортные домики, ...да. С хорошим настроением стартуем. Делаем перекус у бурлящейся речки, фотографируемся. Лёша находит мне палку-типа альпеншток, которую с начала было неохота тащить, а расстался я с ней намного позже, запрыгивая в газельку, увозящую нас из этого прекрасного края. Мимо проезжают местные, заставляя идти нас в пыли. Встречаем палатки-киоски, пьём безалкогольное пиво, Олег вроде покупает сникерсы и казинаки. Потом они очень вкусные были. Идём по тропе, начинается уклон и небольшой лес. В лесу теряем тропинку и начинаем после некоторых переговоров тупо лезть вверх через заросли. Надя вроде ещё не ноет. В один прекрасный момент всё кончается, выбираемся на тропу, а чуть в стороне, опять же с пылью проезжают местные, и что у них на глазах,сами наверно уже догадались. В общем это и есть первая ошибка, но как и та группу, начала нас закалять и готовить к будущему. Идём по дороге, и к вечеру видим куда все стремятся на машинах. Большой ледник, из под которого струится водопад. Нам намного правее и вверх. Глядя снизу вверх на горы думаешь, что забираться на них очень долго, а через день ты уже там и знаешь этому цену. Поднимаемся ещё немного и останавливаемся в горном цирке у реки-ручья, выбегающего из под виднеющегося водопада. Ставим палатки, Саша готовит,первая вкусная еда, первый спирт,первое мытьё тарелок и первые камешки под боками. Сон. Олег: Спали на мыске меж двух красивых ручейков, которые убаюкивали нас своим журчанием. В двухместных палатках по трое было тесно - не повернуться. День третий. Завтрак. Погода солнечная. Начинаем подъём. Алексей говорит что по этому маршруту ходят школьники. Ухмыляемся. Встречаем первый снег и все кроме Нади и Алексея идём к водопаду, несмотря на его заверения что дальше будет ещё и не стоит терять время. Время мы конечно потеряли, но такого водопада больше не было. Тут Лена выкинула номер. Издалека было видно, что ручей от водопада, вытекает из под снежной арки. Как этого Лена не заметила,не понятно, но направилась именно туда - это было опасно. Изменила направление она только после наших возгласов. Водопад впечатлил, вернулись и начали подъем. В конце подъёма встретились школьники. Первый перевал - перевал Иркиз. Буря эмоций, за перевалом виднеются два горных небесно-голубых озера. Спуск по крупным камням к озёрам прошёл без проблем. Вкусный обед. Идём дальше, настроение супер, солнышко. Саша с Алексеем выбирают маршрут. В одном месте идут на разведку, попадают в тупик и возвращаются. Тут Алексей, несмотря на мои критические возражения, решает спуститься по снегу, и благополучно это делает. После неоднократного повторения впоследствии того же, понимаешь что ничего опасного там не было, типа подснежных ручьёв. Ну в общем, после этого я полюбил снег. Идти по плотному снегу намного проще, хотя благоразумный Санёк вёл группу по камням по прежнему. Из-за соседней горы начала выкатываться туча, а нам ещё нужно было подняться на перевал. Тропу мы упустили, но найти её помогли спускающиеся по снегу люди. Мне понравилось как легко они спускаются по снегу и потом так же этим пользовался. Да, это был первый тяжёлый подъём. Если я не ошибаюсь это был то ли песок то ли земля, помогало лишь протоптанная тропа, желание подняться, да та самая палочка-альпеншток. Мы с Надей отстали, и было ещё тяжело постоянно её дожидаться и успокаивать. Я был зол на Сашку, потому что мы могли немного сократить путь по снегу, поэтому когда поднялся на перевал, сорвался на него. Хотя, конечно, нужно было держать себя в руках. Вообще, самообладание в горах — жизненно необходимая штука. Олег герой спустился за Надей и донёс её рюкзак, и впоследствии делал это неоднократно. Погода быстро портилась, мы немного спустились к озерку и начали ставить палатки. Воодушевлённый Лёшиным примером спуска по снегу, я прокатился по небольшой горке. Понравилось. Перед ужином Лёша с Олегом решили искупаться в озерке к которому подходил снег, но подойдя к нему передумали. Зато искупались в небольшой тёплой лужице около палаток. Забавное зрелище. По моему, тогда была самая высокая стоянка и голова болела у всех. Высота .......Так мы узнали горняшку. Ночью вокруг палатки были шорохи, мы видели этих ласок, но всё равно было неспокойно. День четвёртый. Проснулся разбитый, но завтрак и хорошая погода наладили моё настроение. В этот день предстоит спуск. Спуск проходит довольно легко, потому что между камнями лежат прогалины снега, и мы идём по ним. Горы справа возвышаются как сторожевые остроконечные башни. Доходим до пологого места, где на земле из камней выложены названия различных городов. Сашка, Лена и я решаем отдохнуть, Олег, Алексей и Надя оставляют память в виде названия нашего города: НИЖНИЙ НОВГОРОД. Получилось красиво. Идём дальше. Появляются зеленеющие луга. Спуск довольно пологий, но идти гаусом всё равно проще. Подходим к красивейшему озеру. С двух сторон к нему подходят пологие горы, и озеро как бы обрывается на горизонте, создавая ощущение что дальше будет водопад. Вдалеке виднеются верхушки гор и нам туда. Немного балдеем на мягком мху у озера и двигаемся дальше. Встречаем стадо овец. Пастух вроде попросил позвонить и Алексей направляется к нему. Когда спустились Лёша сообщил нам, что пастух предлагал нам барана, на что мы хотели отправить его обратно наверх. Правда за барана, пастух хотел альпинистскую верёвку, с чем расстаться мы никак не могли. Далее спуск пошёл по лесной тропинке, слева течёт с рокотом горный ручей. Заметил что спуск проводить лучше в каком то определённом темпе, ноги не так устают. Неожиданно оказываемся на ровной местности, умываемся в ручье, обедаем. Дальше идём по обычной дороге, вдоль которой встречается земляника. Мы с Саньком задерживаемся, и даём волю нахлынувшему аппетиту. Вспоминаем карельскую обжираловку. Слева бурлит уже полноценная река Пшиш, а нам надо на ту сторону. Здесь нас ввело в заблуждение одно обстоятельство. Идя по дороге вдоль реки, мы подразумевали что скоро будет брод. Вскоре дорога ныряла в реку, но перейти её в этом месте не представлялось возможным. Где то в этом месте, в реке, стоял брошенный трактор. Я пошёл дальше искать возможность перейти на тот берег,но безрезультатно. Возвращаясь, получил нагоняй от Сашки, за то,что далеко ушёл. Остальные ушли обратно вверх по реке, где был островок. Перебирались без верёвки, в сланцах. Эх и холодная же вода была.... Бурлящий поток то и дело пытался стащить сланцы, так что приходилось ставить ноги под углом к потоку. По одному добрались до островка. Через другую протоку лежало довольно широкое дерево, по которому мы и перебрались. Наверняка это дерево будет лежать там ещё очень долго. Это и есть наша вторая ошибка, которую мы совершили, невнятно прочитав отчёт той группы. Они тоже не сразу нашли этот островок. Через некоторое время мы встали на ночлег в слиянии двух рек, отогрелись спиртиком, едой, и чаем. С огромным багажом впечатлений засыпаем. День пятый. Погода солнечная. Завтрак готовят Олег с Алексеем, так как они раньше встают и торопят нас. Выходим. Путь проходит по лесу, и вверх по течению реки .....Река находится слева. Я нашёл белый гриб, но не берём его,подумали что не будет больше грибов. Белых больше не было, но попадались какие-то другие грибы. Тропы не видно. Выходим на прогалину, где вверх идёт каменистая осыпь. Начинаем подъём. Туров не видно. Начинается ручей и вверх идти становится почти не возможно. Саша и Алексей отправляются наверх. Пару раз, довольно опасно, от них прилетали камни, один попал мне в ногу. В общем выяснилось, что поднимались мы по сухому ручью, но там наверху, по словам Саши, есть водопад. Думали пройти по зарослям, но как потом выяснилось, хорошо что передумали, спустились вниз к реке. Внизу с Алексеем решили поставить некий антитур, две скрещенные палки, хотя наверняка их уже смыло. Пройдя ещё немного вправо вверх по течению, стали попадаться туры и отчётливая тропа вверх. Отдельного слова благодарности заслуживает горная талая вода. Недостатка в воде мы не испытывали, потому что до сих пор она была практически везде. И начиная очередной подъём, не позаботились достаточно её набрать. Подъем не то чтобы сложный, песчаный, но мы были вымотаны ложным подъёмом. Опять приходилось ждать Надю. На одной промежуточной площадке мы просто попадали, воды оставалось всё меньше. Вскоре лес кончился, уступая поросшему борщевиком лугу. Вскоре встречаем ручей, море восторга,умываемся, перекусываем и отдыхаем. Продолжаем подъём. К вечеру оказываемся в цирке у перевала .....Ищем воду, Олег нашёл её немного подальше к подножию горы, но встать с палатками там негде. Пришлось водой особенно не злоупотреблять. Вообще забавное место, воду слышно, но где именно она течёт под камнями, не понятно. Погода портится, начинаются сильный ветер и дождь. Саша успел до дождя приготовить ужин и развести спирт. Спирт он настоял с душистыми можжевеловыми веточками, сорванными по пути. После этого и дождь и ветер были нипочём. Очень хочется каждый раз сфоткать ночное небо, но так мне это и не удалось, если уж заснул, так до утра. День шестой. Погода радует. Завтрак, сбор палаток и в путь. Сегодня предстоит пройти несколько перевалов. Подходим к горе по проталинам снега. Рюкзак уже сидит как влитой, идти приятно. Начинаем подъём. Подъём идёт по камням средней величины, которые так и норовят сползти вниз. Очередной перевал взят. Ждём Надю. Олег помогает нести рюкзак. На перевале оставляем записку (Лёш помнишь текст...), фоткаемся и начинаем спуск. Да, что такое езда по снежной горке все мы знаем, а вот езда на пятой точке по мелкой каменистой осыпи, наверно не все. В общем сползая и перепрыгивая с места на место, «методом горного козла», добираемся до большой снежной горки. Вот где радость, снегожопингом скатываемся вниз. Ещё один перевал. В одном месте мнения как подниматься разошлись. Алексей, Олег, я, Надя решили подниматься по крупным камням. Саша и Лена сократили путь, но шли по более мелким камням. В итоге нам пришлось ещё идти по гребню, но этот опыт также потом пригодился. Перекусили у небольшого озерка. Здесь решаем сократить маршрут, так как Наде совсем уже тяжело. В этот день встать решили пораньше у довольно большого озера. Саша с Алексеем отправились на разведку, выяснить куда завтра лучше пойти, а мы занимались обустройством места под палатки. Несмотря на подготовку, спать всё равно пришлось практически на камнях. Когда ребята вернулись, мы искупались в озере. Б..р...р тонизирует. Дальше ужин, стандартный просмотр фотографий и сон. Art-kadr День седьмой. ''...Лучше гор могут быть только горы на которых ты ещё не бывал...'' Высоцкий. Выступаем по стандарту. Поднимаемся на перевал. На карте его названия нет, и есть предложения его назвать. Перевал «Последняя Надежда» и т.д. Олег предложил назвать «Солнечный камень». Оставляем записку и спускаемся. Поджидаем Надю, немного нежась под солнцем на мягком лугу. Идём уже по сокращённому пути. Взошли на перевал .... на горе Большая Дукка (Лёш как правильно). Так как путь мы сократили значительно, а ни на одну гору мы так и не слазили, решили взойти на эту гору. Высвободив всё из рюкзака, и взяв воду и кириешки, отправились вверх. Надя осталась на перевале. Не знаю как это описать, но подъём и спуск с этой горы оставили самые яркие воспоминания. А после спуска явно почувствовал, что пройдена какая то веха,ступень в жизни. На одном участке приходилось идти по наклонному гребню горы, порой перепрыгивать небольшие трещины. После этого участка Олег и Лена передумали дальше подниматься и хорошо что люди могут принимать такие решения. Однако дальше пошло легче. Здесь встретили горных козлов, обегающих нас по камням, скидывая их вниз. Отсюда и способ «горного козла», когда ты не стоишь на камне и думаешь что он тебя выдержит, а просто перепрыгиваешь с камня на камень, пока он ещё не пополз. Всё это мои личные размышления и кому то они могут показаться слишком мелкими, но может кому то и нет. И вот он, пик горы Большая Дукка. Кричим и радуемся, едим кириешки. В мыслях триумф, приходят слова Высоцкого о горах на которых ещё не бывал. Лицезреем окружающие горы, озёра. Поражает масштабность и незыблемость места. Оставляем это место у себя в памяти, а гора оставляет память о нас. Интересно сколько времени простоит ещё эта гора....На горе находится металлическая тренога и под ней мы оставляем записку с указанием даты, сстава и адреса группы. GPS показывает высоту 3200 с копейками. Спускаемся. Спускаться всегда сложнее. Пока мы поднимались, ребята познакомились с другой группой. Они стояли у озера и мы поставили палатки невдалеке от них. Ребята были из города Краснодара и бывалые походники (Эльбрус и т.д.). Совершили обряд моржевания в озере. Вечером угостили ребят ужином, ну и конечно незаменимым спиртом. От них мы узнали, что сегодняшнее восхождение на гору соответствует уровню сложности (Лёх какой там- 1б наверное, хотя он что то про веревки говорил, но там не сложно было) . Это был самый яркий день. Олег: Краснодарские друзья угостили нас своим фирменным томатным коктейлем - что-то типа "Кровавой Мэри", а мы передали им большинство оставшихсяв излишке продуктов: тушенку, сахар, чай. Сами они носят с собой строго дозированное питание из сушёных мяса и овощей, поэтому очень обрадовались они этому подарку. Алексей: кстати возглавлял группу краснодарцев Кречет. Потом нашел пару его отчетов ("в лагере юный петлюровец объявляется подъем"). Так что ему привет! День восьмой. Марш бросок. Мы были ограничены во времени, т.к. хотели успеть на автобус в Архызе, поэтому встали пораньше. Или мне кажется,что пораньше. Интересным в тот день было увидеть озеро Семицветное . Всё чаще и чаще стали попадаться туристы. Сначала горные туристы, потом местные на машинах. Несколько попыток просить нас подвести, ни к чему не привели. Шли в хорошем темпе, и начинали уже уставать. Ждём Надю. Только решили перекусить,но остановилась газель и водитель согласился подвести нас до Архыза. Забавно, но Надя быстрее всех собрала вещи и ждала нас в газели. Всё. Счастливые едем не только до Архыза, но и до поезда. А там море, но как обычно это другая история! Олег: Серёга проспал. А мы c утра погоняли козлов, которые ранним утром паслись прямо возле наших палаток. Когда из тканевых глыб вылезли двуногие чудовища, некоторые из них долго недоуменно смотрели на них, остальные также беззаботно жевали траву. Тут один из двуногих вышел вперед, сделал какие-то движения передними конечностями на уровне пояса и потянуло каким-то интересным солоноватым запахом. Но вожак дал знак стаду, чтобы все уходили. Первыми двинулись козы, подгоняя вперёд козлят, за ними потянулись самцы. Большерогий вожак неспешно развернулся последним. Это один из Краснодарцев решил подманить козлов поближе. Он рассказал, что если помочиться на лугу, то козлы учуяв запах приходят и начинают до земли выедать мох в этом месте, потому что очень любят соль. В этот момент можно подойти и поймать козла за рога, они от наслаждения не чувствуют опасности.